Чтение, 3 класс Тема: Зимушка-зима. В.Бианки «Синичкин календарь» Цель: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, мышление, наблюдательность, словарный запас; воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. І. Организация класса. Громко прозвенел звонок, Начинаем мы урок. На уроке не зевать, А работать и читать. ІІ. Мотивация учебной деятельности. - Сегодня, ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к очень красивому времени года. А к какому – угадайте… Вот ветер тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идёт красавица … зима. - Зима – удивительное время года. Ещё недавно уныло чернели хмурые поля и леса. И вот наступила … зима. Всё кругом бело-бело. Зима, как художник, окрашивает белой кистью всё вокруг. Деревья уже не кажутся голыми. Они оделись в белый наряд. Побелели дорожки. За окном – красавица зима… - И маленький кусочек земли есть и в нашем классе. - Посмотрите на репродукцию картины « б» художника …. . Как красиво творец передал красоту зимней природы. Так и хочется оказаться среди зимнего простора. ІІІ. Активизация знаний. 1. Ассоциативный куст - Какие чувства, ассоциации, слова приходят к вам в мыслях при звучании слова зима? (Новый год, снег, холод, мороз и т.д.) - Зима давно заняла свои позиции. Давайте вспомним самое интересное о ней. - Какие зимние месяцы вы знаете? - Почему январь так назвали? - Какие зимние праздники отмечаются в январе? - Праздник – это всегда радость, веселье. Давайте и мы немного повеселимся и проведём языковую разминку. 2. Чистоговорка Ма-ма-ма- к нам пришла зима, Ло-ло-ло – сугробы намело. Ём-ём-ём – санки мы возьмём. Дём-дём-дём – и на горочку пойдём. Ам-ам-ам – очень весело нам. 2. Дидактическая игра «Снежки» - Ребята, а вы любите играть в снежки? - Тогда поиграем. Разделимся на 2 команды. Команда №1 – бросает «снежку» (читает по таблице закрытые слоги), команда №2 – ловит (читает по таблице открытые слоги). А А О О У У ЗМ И И Я Я Ю Ю 3. Дидактическая игра «Отгадай предмет по признакам» ▪ Белый, пушистый, мягкий…..(снег) ▪ Холодная, вьюжная, снежная….(зима) ▪ Злой, лютый, сильный….(мороз) ▪ Желтогрудая, любопытная, хохлатая …(синичка) - Какое из этих слов-отгадок «лишнее»? - Почему? (вывесить картинку) ІV. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы прочитаем занимательный рассказ известного детского писателя Виталия Бианки «Синичкин календарь» и узнаем о том, как воробей попытался объяснить синичке, что такое «Новый год, календарь, январь», а так же будем учиться выразительно читать. V. Работа над темой урока. 1. Демонстрация видеопрезентации о жизни и творчестве В.Бианки. - Виталий Бианки – замечательный детский писатель. Послушайте о нём. … - Что интересного вы запомнили о В.Бианки? VІ. Физкультминутка. 2. Чтение (слушание в мр3 записи) рассказа В.Бианки «Синичкин календарь» . - Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (работа с таблицей настроений) - Какое место в рассказе вызвало у вас улыбку? 3. Словарная работа. - В тексте встречается устаревший речевой оборот, выражение «А называются они всё уж больно мудрёно…», т.е. очень трудно, непонятно. - Желторотая – неопытная, незнающая, молодая. 4. Чтение текста детьми «цепочкой»(парами). - А сейчас мы внимательно прочитаем текст ещё раз и ответим на вопрос : это сказка или рассказ? - Что вы узнали о Зиньке? - Что её разбудило? - Какие события происходили в доме? - Что вызвало у Зиньки удивление? - Почему воробьи называли Зиньку желторотой? - Умело ли объясняли воробьи синичке, что такое календарь? - Что с чем сравнивали? - Как бы вы объяснили синичке значение слова календарь? - Известно ли вам происхождение слова календарь? - Слово «календарь» пришло к нам из латинского языка. Образовалось оно от слова «календы». «Календы» в Древнем мире – 1-й день месяца. - Как же воробьи объяснили синичке, что такое календарь? Прочитайте об этом. - Почему воробьи называли синичку желторотой? - Прочитайте слова из текста, подтверждающие, что Зинька была любознательной. - Смогла ли Зинька запомнить значение этих слов после того, как воробьи объяснили ей это во второй раз? - В тексте встречаются названия месяцев. К какому из них подходит схема? Назовите. /
/
VІІ.Повторное чтение детьми. - Какие иллюстрации можно сделать к тексту? - Что вам известно о синичках? 1.Работа в тетради. С.37, №3 – Прочитайте. 2.Дидактическая игра «Дочитай строку» ▪ Но раз среди … ▪ Синичка испугалась … ▪ А утром Зиньку… ▪ Там в комнате … ▪ Фу, какая … ▪ Ну вот, запомни … 3. Дидактическая игра «Исправь ошибку» - Как это Рождество не поняла синичка? - А что это февраль, табель? - Ну вот, запомни: январь – третий месяц года – начинается с весёлой ёлки у ребят. - Календарь – это расписание уроков солнышка на весь год. 4. Дидактическая игра «Сыщики» - Найдите в тексте предложения вопросительные. Прочитайте. - Найдите в тексте предложения восклицательные. Прочитайте. 5.Дидактическая игра. - Подберите слова, противоположные по значению. Молодая - …, зима - …., весёлый - …., желторотая - ….. VІІІ. Итог урока. - О чём узнали на уроке? - Чему научились? ІХ. Домашнее задание. С.3-5, пересказывать близко к тексту.