Математика 3 класс Тема: «Устное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд.Решение задач на сведение к единице (второй вид)» Цель: обучить приёму устного сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд, ознакомить с новым видом задач на сведение к единице (второй вид); развивать логическое мышление, память, речь; ознакомить с историей г. Киева; воспитывать любовь к родной стране, аккуратность, организованность. Тип урока-путешествия: изучение нового материала. Оборудование: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация. Ход урока. 1. Организация класса. (Слайд 1) Громко прозвенел звонок, Начинаем мы урок! На уроке не зевать, А работать и считать. Быстренько проверь, дружок, (Слайд 2) Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Лишь «двенадцать», а не «пять»! 2. Мотивация учебной деятельности. -Математика – это царица всех наук. Она окружает нас повсюду: в повседневной жизни, в поэзии, музыке, архитектуре, истории, географии, краеведении. Сегодня с помощью математических знаний мы узнаем много нового и интересного о чудесном городе, всем нам известном. Но что бы отгадать его название – решим примеры: (Слайд 3) 900 -100 = 800 500+200 = 700 60 – 40 = 20 70 + 70 = 140 - Молодцы! - Наш урок – это маленькая экскурсия улицами древнего и современного Киева. Путешествуя по столице нашей Родины – городу Киеву, мы не только познакомимся с его историей и архитектурой, но и будем учиться устно прибавлять трёхзначные числа с переходом через разряд, решать задачи, работать с геометрическим материалом. 3. Проверка домашнего задания: -А начнем урок с проверки домашнего задания. Пока мы будем проверять домашнее задание, с карточками поработают … (индивидуальная работа по карточкам). - Вам были заданы примеры №624. - Что нужно было выполнить в примерах? - Какие знаки действий вы расставили, чтобы равенства были верными? (Слайд 4) - Проверим. - Вам было задано ещё задание, в котором нужно было найти периметр треугольника и квадрата. - Справились? - Что такое периметр? - Что нужно сделать, чтобы найти периметр фигуры? - Чему равен периметр треугольника? (11 см) - Чему равен периметр квадрата? (12 см) - На сколько периметр квадрата больше, чем периметр треугольника? (на 2 см) - Как вы узнали? (Из большего числа вычли меньшее) 4. Устный счёт - А сейчас мы проведём разминку для ума и узнаем много интересного о Киеве. Город Киев – необычайно красивый и интересный город со своей историей и загадками. Он, как и каждый город, имеет свою эмблему – герб. (Слайд 5) - На рисунке вы видите изображение современного герба. А вот на первом гербе 15 века (показать цифру 15) был изображён лук с двумя стрелами. А 230 лет назад (в 1782 г.), город Киев получил совсем новый герб с изображением архангела Михаила в короткой одежде с нимбом вокруг головы, с мечём в правой и щитом в левой руке. Запомните этот герб. -А теперь вспомним, как называются числа при сложении? Найдите сумму чисел 230 и 15. -Расскажите о числе 245. (…дес., …ед., соседи …). -Как называются числа при вычитании? Найдите разность чисел 230 и 15. (215) - Дополните это число до 1000. (785) (Слайд 6) - Перед вами изображение Киево – Печерской Лавры. Это самый древний храм города. В нем захоронено более 100 святых – монахов. Они жили в пещерах, в подземных кельях, иногда годами и десятилетиями не выходили на поверхность. Киевские монахи круглосуточно молились. Даже до нашего времени сохранились 3 подземные церкви. 1) Давайте дополним изображенные числа до 1000.
900
500 600
1000
300 800
117
-Как можно назвать числа 600, 500, 1000, 300, 800? (круглые, парные) - Какое число лишнее? (117). - Почему? (Оно не круглое) - Решите задачу. (Слайд 7) Задача: В верхних пещерах жило 50 монахов, а в нижних на 17 монахов больше. Сколько всего монахов жило в верхних и нижних пещерах Лавры? (117) (50+17)+50=117 - Это точное число захоронённых монахов в Киево-Печерской Лавре. 5. Минутка каллиграфии -А сейчас мы откроем тетради, положим их под углом, запишем сегодняшнее число, классную работу и проведем минутку каллиграфии. (Слайд 8) - Сегодня мы будем прописывать цифры, которые есть в написании года, в котором великий князь Владимир крестил Киевскую Русь. А было это в 988. В честь князя Владимира над Днепром сооружен вот такой памятник. -Пропишем ряд чисел 988, повторяя закономерность цифр. Вспомним, что цифры мы пишем аккуратно, без исправлений, каллиграфично. -Подчеркните то число, которое вы написали лучше всего. -Какие ещё трёхзначные числа можно составить из цифр 9 и 8? (записать на доске) 888, 999, 899, 898, 889, 988, 989, 998. - Назовите числа, предыдущие данным. - Назовите числа, последующие данным. - Подчеркните наибольшее число, наименьшее число. - Разложите наибольшее и наименьшее числа на разрядные слагаемые. Из каких разрядов состоят трёхзначные числа? - Что вы можете рассказать о числе 999? (Наибольшее трёхзначное число) 6. Проверка индивидуальных заданий по карточкам (вопросы детей) 7.Математический диктант: - Продолжим путешествие по Киеву. -Скажите, какая наибольшая река протекает в городе Киеве? (Слайд 9) (Днепр) - Днепр считается рекой трех народов, так как протекает не только через Украину, но и через Россию и Белоруссию. Греки называли ее Борисфеном, а мы, славяне, с любовью называли ее Славутой. Но было и четвертое название – Данаприс, которое придумали римляне. А вот согласно одной из версий, наши предки назвали эту реку Днепром, в честь языческой богини Даны. -Сейчас мы проведем математический диктант: 1. Найдите сумму чисел 300 и 100 (400) - Это наименьшая ширина Днепра в пределах Киева. 2. Найдите разность чисел 750 и 150 (600) - Это наибольшая ширина Днепра в пределах Киева. 3. Сколько сантиметров в 9м 8дм 1см? (981см) - Именно такова протяжённость Днепра в пределах Украины. 4. Найдите произведение чисел 2 и 3 (6) - Такова глубина Днепра в самом мелком месте. 5. Уменьшаемое 270, вычитаемое 110. Найти разность (160) - Именно столько лет назад воды Днепра поднялись на 7 метров и затопили часть Киева. -Обменяйтесь тетрадями (взаимопроверка, работа в парах). - У кого нет ошибок? - Проверьте, правильно ли вы справились с заданием? (Слайд 9, щ.) - У кого нет ошибок? Вы молодцы! 8. Работа над темой урока (Слайд 10) Изображение памятника основателям Киева - Сегодня на уроке мы продолжим работать с трёхзначными числами. - Из скольких цифр состоят трёхзначные числа? (из трёх) - Цифра «3» необычная, так как у двоих братьев, основателей города Киева, имена тоже связаны с цифрой 3, потому что состоят из трёх букв. - Вспомните имена этих братьев. (Кий, Щек) - А ещё были брат Хорыв и сестра Лыбидь. Плыли они все вместе по реке Днепр с севера и увидели красивую местность, которая их заворожила. Самый старший брат Кий сказал: «Вот здесь разобьем поселение для себя и тех купцов, которые сюда будут приезжать». Они вырубили лес и построили первые дома. А это построенное место обвели рвом и оградили частоколом. Назвали это поселение город Киев, то есть Кия город (показать изображение).
9. Физкультминутка (Слайд 11) со звуком
10.Работа с учебником. Решение примеров. Самостоятельная работа. (Слайд 12) -А сейчас мы поработаем с учебником. Откройте учебник на с.96 - Решим примеры №627 в тетради. - К доске пойдёт тот, кто скажет, какие деревья являются символом города Киева. (Каштаны) (Слайд 12, щ.) - Дальше к доске пойдет тот, кто знает откуда были завезены в Киев каштаны. (Из Парижа) - Прокомментирует следующий пример с места тот, кто назовёт редкий городской пассажирский вид транспорта в Киеве. Это не троллейбусы, не автобусы, не трамваи, не маршрутки, это - … (фуникулер). (Слайд 12, щ.) Рейс его имеет продолжительность 2 – 3мин. Это такая наклонная железная дорога, которая ведет на Подол. Построен он был ровно 100 лет назад. Вагончики могут одновременно перевозить только 100 пассажиров. - Следующий пример комментирует тот, кто знает, сколько музеев в городе Киеве. (27) - 3-й и 4-й столбики решаем самостоятельно. - Назовите ответы. (Слайд 12,щ.) Ещё раз сверьте свои ответы с доской. (Слайд 12, щ.) 11.Решение задачи. (Слайд 13) - Сегодня, вы уже знаете, мы будем учиться прибавлять трёхзначные числа с переходом через разряд. Чтобы прибавить трёхзначное число 380 к числу 590, нужно число 380 разложить на разрядные слагаемые 300 и 80 (Слайд 13, щ.), а число 590 на 500 и 90 (Слайд 13, щ.). Удобно к сотням прибавить сотни, к десяткам – десятки, и полученные результаты – сложить. - Кто объяснит пример на сложение 450+370? - Продолжим решать примеры из № 630 с объяснением. - Продолжим путешествовать по Киеву. (Слайд 14) -Как называется главная улица Киева? ( Крещатик ). Посмотрите, какая она сегодня красивая и современная. (Слайд 14, щ.) Когда то на месте Крещатика была Крещатая долина. Дома чередовались с лесными массивами. (Слайд 14, щ.) Русский поэт – путешественник В. Измайлов более 200 лет назад писал о Крещатике, что улицы вымощены, почти не было каменных домов, и называл это место деревней, а не городом. -А сейчас мы представим как путешествуем по Крещатику. (Слайд 14, щ.) и решим задачу ( №632) Читает задачу ученик. (Слайд 15) - О чем говорится в задаче? ( О краске) - В какие ёмкости разливали краску? (В банки и баки) - Сколько краски разлили в банки? (24л) - Во сколько банок разлили 24л краски? (В 8б.) - Сколько краски разлили в баки? (36л) - Известно ли, во сколько баков разлили 36л краски? (Нет) - А что известно о баках? ( Вместимость 1 бака на 6л больше, чем вместимость 1 банки) - Какой главный вопрос задачи? (Сколько понадобится баков) -Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет) -Что нужно знать, чтобы узнать, сколько понадобится баков? (Сколько всего краски разлили в баки, и какова вместимость 1 бака) - Нам известно, сколько всего краски разлили в баки? (Да, 36л) - А известна вместимость 1 бака? (Нет) - Что нужно знать, чтобы узнать вместимость 1 бака? (Вместимость 1 банки, и на сколько больше вместимость 1 бака) - Нам известно на сколько больше вместимость 1 бака? (на 6л больше) - А вместимость 1 банки? (Нет) -Зная, сколько всего краски разлили в банки и сколько понадобилось для этого банок, сможем узнать вместимость 1 банки? (Да) - Зная, вместимость 1 банки и на сколько больше вместимость 1 бака, сможем узнать вместимость 1 бака? (Да) - Зная, вместимость 1 бака и сколько всего краски разлили, сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да) - Составим план решения задачи: - Что будем находить в 1 д.? (Вместимость 1 банки) - Что будем находить во 2 д.? (Вместимость 1 бака) - Что будем находить в 3 д.? (Количество баков) - Запишите решение задачи. (У доски. По желанию некоторые дети решение записывают самостоятельно) - Почему делили? - Почему прибавляли? - Почему делили? 12.Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 16, 17, 18) 13. Творческое задание. Работа в группах. (Слайд 19) - Продолжим своё путешествие. - Город Киев – это еще и центр образования. Самым известным центром науки города Киева с давних времен является университет им. Тараса Шевченко. В нем учился известный микробиолог Даниил Заболотный, (Слайд 19, щ.) который открыл сыворотку против чумы и в честь которого названа улица в Голосиевском районе Киева. -А задание будет таким: дорисуйте каждую геометрическую фигуру так, чтобы превратить её в тот или иной предмет. (Слайд 20) (Дети работают в группах, презентуют свои идеи) -А что у вас получилось? (Слайд 21) 14. Итог урока. «Микрофон». (Слайд 22) -О каком городе мы сегодня говорили на уроке? -Что интересного вы запомнили? - Чему научились на уроке? «Незаконченное предложение» -Закончите предложения: Мы знаем …(как прибавлять трёхзначные числа) Мы умеем …(решать задачи, пользоваться геометрическим материалом) 15. Домашнее задание. (Слайд 23) С.97, примеры №633, №634. - Спасибо за урок (Слайд 24) со звуком.