Я и Украина. Природоведение 3 класс Тема: «Вода в природе. Свойства воды-жидкости. Вода - растворитель». Цель: продолжать формировать представления учащихся о распространении воды в природе, о значении воды в природе и жизни человека, о трёх состояниях воды и свойствах воды; Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе, желание её исследовать. Тип урока: урок овладения новыми знаниями и умениями, урок формирования первоначальных навыков. Вид урока: урок с применением информационно-компьютерных технологий. Оборудование: 1. Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания. 2. Применение мультимедийной аппаратуры. Ход урока. 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдет ваш даром труд,- Знанья пользу принесут! - Говорят, как начнёшь день - таким он и будет . Так пусть же сегодня день будет плодотворным, и вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя. 2. Индивидуальный опрос (Индивидуальные задания). Задание №1. Выбери правильный ответ: Какой газ занимает пятую часть воздуха на Земле? Расскажите о нём. а)кислорода; б)азота; В)углекислого газа.
Задание№2 Выбери правильный ответ: Какого газа в воздухе больше всего? Расскажите о нём. а) кислорода; б) азота; В) углекислого газа.
Задание №3
Вставь в предложения нужные слова: Кислород нужен для ____________ людям, растениям и другим организмам. Кислород вырабатывают и выделяют в воздух _________________. Углекислый газ попадает в воздух при _______________________.
3.Сообщение синоптиков -Какое сейчас время года? -Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени? -Какие изменения произошли в жизни растений? -Какие изменения произошли в жизни животных? -Какую работу выполняли люди на полях, в садах, огородах? -Какие изменения произошли за последнюю неделю? (сколько ясных, облачных, пасмурных, дождливых дней?) -Какая самая высокая температура за прошедшую неделю? -Какая самая низкая температура? -Какая сегодня температура воздуха? 4.Фронтальный опрос. -К какой природе относится воздух? -Из каких газообразных веществ состоит воздух? -Какого газообразного вещества в воздухе больше всего? -Какими веществами загрязняется воздух? -Что делают в нашей стране для сохранения чистоты воздуха? 5. Индивидуальный опрос: Расскажите о кислороде. Расскажите об углекислом газе. Расскажите об азоте. 6.Сообщение темы и цели урока: -Сегодня на уроке мы поговорим об одном веществе, без которого жизнь на Земле не возможна. Это самое распространённое вещество на нашей планете. А какое это вещество – отгадайте… Я и льдинка голубая, Я и капля дождевая, Я снежинка вырезная, Я по травке разлита, Догадайся, кто же я? (Вода) 5. Мотивация учебной деятельности. ( Звучит шум моря) Сегодня мы будем говорить о воде. Вода (Слайд 2) – это самое распространенное вещество на нашей планете. -Сегодня на уроке вы узнаете о местонахождении воды в природе и жизни людей, о свойствах воды. Узнаете много нового и интересного о ней. 6.Актуализация знаний. Вода о себе так говорит: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. - Как вы это понимаете? (Вода может быть по всюду) 7.Работа над новым материалом. А) Беседа о местонахождении воды в природе. Вода есть везде: в океанах ( Слайд 3), морях ( Слайд 4), реках ( Слайд 5), озерах ( Слайд 6), болотах ( Слайд 7), в грунте ( Слайд 8), ледниках ( Слайд 9), в воздухе ( Слайд 10). Б) Беседа о значении воды в жизни человека. -Вода входит в состав всех живых организмов. (Слайд 11). В человеческом организме вода составляет более половины массы тела. Слайд 12 Например, если масса вашего тела 26 кг, то в вас содержится 20 кг воды и только 6 кг твёрдых веществ. Слайды 12А Слайд 13. В организмах растений воды ещё больше. -Слайд 14. Многие растения и животные живут только в воде: водоросли Слайд 15, рыбы Слайд 16, киты Слайд 17, дельфины Слайд 18. -Вода входит в состав живых организмов. Живые организмы постоянно тратят воду, поэтому её количество нужно пополнять. Например, когда человек потеет, из организма выделяется вода и сразу же хочется пить. Слайд 19. Человеку в сутки необходимо 2-3 л воды. Жажда выматывает человека и животного больше, чем голод. Если без еды человек может прожить больше месяца, то без воды – только несколько дней. Слайд 20 Без воды растение вянет, и если его вовремя не полить, оно погибнет. -Как и для чего люди используют воду? -Вода нужна людям не только для того, чтобы пить. Водой человек моется Слайд 21, стирает одежду Слайд 22, готовит еду Слайд 23. Водой поливают растения Слайд 24. Растения корнями впитывают из грунта воду с растворёнными в ней питательными веществами Слайд 25. На заводах и фабриках воду используют для изготовления различных изделий Слайд 26. Вода приводит в движение турбины электростанций, и в наши дома приходит свет Слайд 27. В) Беседа о трёх состояниях воды. -Каким телом является вода? Слайд 28 Отгадайте загадки: Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь его в окно. ( Лёд) - Какими телами являются лёд и снег? Слайд 29 -Во что превращаются снег и лёд, когда таят? - Из чего тоже состоят снег и лёд? Слайд 30 -В каком же состоянии может быть вода? (Вода может быть в твёрдом и жидком состоянии). - Но больше её в воздухе в виде водяного пара. -Вспомните, как попадает в воздух водяной пар? (Испаряется с поверхности Земли) Слайд 31 Слайд 32 Водяной пар - это вода в газообразном состоянии Значит, каким ещё может быть вода телом? (газообразным телом). Слайд 33 Запомните: вода может пребывать в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. -Приведите примеры воды в жидком состоянии (твердом, газообразном) Г) Беседа о свойствах воды. -Поговорим о том, какие свойства может иметь вода. Работа с учебником с.92. Статья «Свойства воды-жидкости» (1 абзац) -Что произойдёт, если вода выльется из стакана? (Вода разольётся, так как она текучая) Слайд 34 Читаем 2 абзац Имеет ли вода свою собственную форму? Слайд 35 -Выполним опыты, описанные на с.92 учебника. -Какими свойствами обладает вода? ( Без запаха, без цвета, без вкуса и т. д.) - Какие свойства воды используют в термометре? Слайд 36 -Возможно, кто-то наблюдал такое явление: если оставить на морозе закупоренную бутылку Слайд 37, заполненную водой, то она треснет, когда вода замёрзает. -Почему так происходит? Что это означает? Слайд 38 -Это происходит потому, что вода имеет очень интересное свойство: когда вода замерзает, то она расширяется. Слайд 38А Это означает, что лёд занимает больше места, чем вода, поэтому он не помещается в бутылке и разрывает её. -О каких же свойствах воды вы узнали?(текучая, без формы, без цвета, без запаха, без вкуса) 8.Физкультминутка Д) Беседа о растворяемости воды -Кроме свойств, о которых вы уже узнали, вода имеет еще одно свойство. Чтобы узнать, что это за свойство, проведём опыт: Слайд 39 В стакан с водой бросим марганцовку ( сахар, соль) -Что произошло с твёрдыми веществами? Слайд 40 -Вещества, которые растворились, называются растворимыми в воде. -А знаете как тогда будет называться вода? (Растворителем) -А что мы получили, когда растворили в воде марганцовку, сахар, соль? (Раствор)Слайд 41 -В воде растворяются не только твёрдые вещества, но и жидкие. Например - спирт, уксусная кислота, а также – газообразные вещества – кислород, углекислый газ, аммиак. -Как вы думаете, все ли твёрдые вещества могут растворяться в воде? 9. Работа в тетради -Чтобы ответить на этот вопрос – проведём опыт и поработаем в тетради с.32 -В стаканы с водой бросим мел, песок, глину(поочерёдно). -Что произошло с твёрдыми веществами? (Не растворились). Запишите это в тетради. -Вещества, которые не растворились - называются нерастворимыми в воде. Слайд 42 -Кроме растворов, которые можно приготовить, есть природные растворы. Слайд 43 морская вода, Слайд 45 вода с источника. -Природные растворы – это речная, озёрная вода, сок растений, кровь животных и человека. -Подытожим, как называются вещества, которые растворяются в воде? - Как называются вещества, которые не растворяются в воде? -Чем является вода? (Растворителем) 9.Работа в группах. 1 группа: выбрать те вещества, которые растворяются в воде. 2 группа: выбрать те вещества, которые не растворяются в воде. 3 группа: выбрать названия природных растворов. Презентация ответов групп. 10.Итог. «Микрофон». -Что нового узнали на уроке? -Какие свойства воды вы знаете? -Что происходит с водой во время нагревания? Охлаждения? -Для чего люди используют воду? -Как называются вещества, которые растворяются в воде? - Как называются вещества, которые не растворяются в воде? -Чем является вода? 11.Кроссворд -В состав каких тел в природе входит вода? Слайд 46 12. Домашнее задание: с.91-94 прочитать статьи, отвечать на вопросы. Пронаблюдать: сколько станов воды вы выпиваете за день.