Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Цель: ознакомить учащихся с тем, какие прилагательные в именительном и винительном падежах имеют окончания –ой,- ей, а какие –ий, -ый, -ее. Формировать умение правильно употреблять и писать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; определять их грамматические признаки. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку. І. Организация класса Слайд 1. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И урок мы наш начнём. -Пусть этот урок принесёт вам радость познания. Я желаю вам успеха. 1. Проверка д/з - С домашним заданием справились? Слайд 2. - Урок наш будет проходить под девизом: «Думать – интенсивно! Работать – оперативно. Если спорить – доказательно! Всем ребятам – обязательно!» - Готовы работать? - Тогда сверьте свою осанку с таблицей. Откройте тетради, проверьте правильно ли она лежит. - Запишите число, классная работа. 2. Работа с пословицей: - Ребята, продолжить наш урок я бы хотела пословицей: Слайд 3. «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» - Как вы её понимаете? (Каждый день мы узнаём что-то новое, интересное. Поэтому становимся мудрее). - Вы знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок, потому, что мы отправимся с вами в путешествие по необъятному океану РУССКОГО ЯЗЫКА. - А для чего нам необходимо изучать русский язык? ( Чтобы правильно и красиво говорить и грамотно писать). ІІ. Минутка калиграфии - Первый остров, на который мы отправимся – остров ЧИСТОПИСАНИЯ. - Проведём каллиграфическую минутку. - Пропишите буквосочетания, записанные на доске: пп па ас сс са аж жи ир - Внимательно рассмотрите их. - Какое слово можно собрать из рассыпанных буквосочетаний? Слайд 3(а) ПАССАЖИР
- Кто такой пассажир? (Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве: поезде, теплоходе, трамвае, автобусе, троллейбусе). - Слово пассажир – словарное. Это значит, что его правописание нужно запомнить. - Обратите внимание на это слово. - Какие орфограммы вы заметили? ( сс, жи ) Слайд 3(б) - Назовите слова в русском языке, которые тоже пишутся с удвоенными буквами, правописание которых нужно запомнить ( класс, шоссе, касса, группа, коллектив, тонна). - Как пишутся слова с буквосочетанием жи,ши?
- Запишите слово ПАССАЖИР вначале строки. - Сколько слогов в этом слове?(3) - Почему?( 3 гласных звука) - Назовите 1-й слог, 2-й, 3-й. - Какой слог ударный? (3) - Назовите гласные звуки, согласные. - Сколько букв в этом слове? (8) - Сколько звуков?(7) - Почему звуков меньше, чем букв?( 2 буквы сс обозначают один звук) - Подберите однокоренные слова к слову пассажир (пассажирка, пассажирский, пассажиропоток). - Выделите корень в однокоренных словах. - Какое слово в этом списке «лишнее»? (пассажирский) - Почему? (оно является именем прилагательным). ІІІ. Актуализация знаний. - Пришло время отправиться на 2-й остров – остров ТЕОРЕТИКОВ. Слайд 4 И поиграем в игру «Задавай-ка». - Зададим друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное». * Что такое имя прилагательное? * Для чего нужны имена прилагательные? * С какой частью речи связаны имена прилагательные? * Как определить род, число, падеж имени прилагательного? * Как изменяются прилагательные? (по числам и падежам). * На какие вопросы отвечают имена прилагательные м.р.?, ж.р.?, с.р.? * Каким членом предложения бывают имена прилагательные? ІV. Сообщение темы и задач урока. Слайд 5 - Сегодня на уроке мы изучаем тему «Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода» и будем пополнять свой сундучок знаний – новыми. Мы будем учиться правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных в этих падежах; определять их грамматические признаки, развивать орфографическую зоркость и речь.
- И поэтому сегодня мы обратим внимание только на два падежа: именительный и винительный. V. Работа над темой урока. 1. Объяснение нового материала. - И следующая наша остановка – остров «ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ». - Я думаю, что пришла пора заглянуть нам в ваши сундучки знаний и познакомиться с особенностями падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. - Понаблюдаем, как изменяются окончания прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах. Слайд 6, Слайд 7, Слайд 8 - Запишем словосочетание: большой костёр, (сочный виноград, широкий пояс.) - Есть ли в этом словосочетании имя прилагательное? - Подчеркните его. - Какого рода это прилагательное? - Поставьте ударение. Выделите окончание. - Что вы заметили? (Под ударением пишется окончание –ой, без ударения – ий,-ый в прилагательных мужского рода). Слайд 9, Слайд 10 - Запишем словосочетания среднего рода: голубое стекло, синее море. - Найдите и подчеркните прилагательное. - Определите род прилагательного. - Поставьте ударение, выделите окончание. - Что вы заметили? (Под ударением пишется окончание -ое, без ударения -ее в прилагательных среднего рода). - Какой вывод мы можем сделать? - Пронаблюдаем и сравним окончания имён прилагательных в И.П и В.П. - Для этого составим 2 предложения с любым словосочетанием так, чтобы в первом предложении оно было употреблено в И.П., а во втором – в В.П. Сочный виноград гроздьями висел на ветках.(И.П.) Мама очень любит сочный виноград.(В.П.) - Запишем лучшие предложения на доске. - Найдем и подчеркнём имена прилагательные. Выделим окончания. - Определим падеж. - Сравните окончания прилагательных в И.П. и В. П. - Что вы заметили? (Окончания одинаковые) - Какой вывод мы сможем сделать? Слайд 11(таблица) 2. Работа с учебником. - Откройте учебники на с.15 и прочитаем правило на с.15. - Повторите правило. - Так когда мы пишем окончание -ой в прилагательных м.р.? -ый ,-ий? -ое в прилагательных с.р.? -ее? VІ. Физкультминутка. - А сейчас, ребята, мы отправимся на остров «ЗДОРОВЬЯ» и немного отдохнём. VІІ. Закрепление. - Отдохнули, теперь можно направиться и к «ОСТРОВУ УМНИКОВ». 1.Работа в группах. - Поработаем в группах: 1-я группа: Выпишите те предложения, в которых слово «железнодорожный» стоит в И.П. 2-я группа: Выпишите те предложения, в которых слово «железнодорожный» стоит в В.П. 3-я группа: Составьте 2 предложения со словом «железнодорожный» в И.П. и В.П. Железнодорожный вокзал находится на окраине города. На железнодорожный вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие к городу пассажиры видят железнодорожный вокзал. Этот железнодорожный вокзал был построен до войны.
На железнодорожный вокзал прибыл поезд Сумы-Киев.(В.П.) Железнодорожный вокзал строится очень быстро.(И.П.) 2. Работа в парах. -Поиграем в игру «Засели домики» (распредели прилагательные по домикам: окончания под ударением и безударные, выделите окончания прилагательных). Крутой, новый, простой, спёртый, голубое, осенний, горячий, духовой, сухой, узорчатый, высокий, пассажирский, дорогой, быстрый, тихий, северный, стальной, большой. 3. Творческое задание. - Наш путь продолжается к острову «ТВОРЧЕСТВА». - Представьте, что вы побывали в зоомагазине и увидели необычную рыбку. - Составьте текст-описание, используя слова для справок. Слова для справок: оранжево-красный хвост, прозрачные плавники, золотистое брюшко, серебристая чешуя. - Что такое текст – описание? - Из каких частей состоит текст? - О чём рассказывается в зачине? в основной части? в концовке? - Как записывается каждая часть? - Приступайте к работе. (Дети пишут текст под музыку). Первый раз я увидела аквариум. Рыбок в нём было очень много. У каждой был свой неповторимый наряд. На глаза мне попалась очень красивая рыбка. У неё был оранжево-красный хвост, золотистое брюшко, прозрачные плавники и очень маленькие глазки. Мне очень понравилась эта рыбка. - Проверим, какие тексты у вас получились.(Зачитывается несколько текстов). - Какие имена прилагательные в ед.ч. вы использовали? VІІІ. Итог. - Ребята, чем вы сегодня пополнили свои сундучки знаний?(Мы узнали много нового о падежных окончаниях имён прилагательных) - Какие окончания имеют имена прилагательные м.р. и с.р. в И.П. и В.П. под ударением? без ударения? ІХ. Рефлексия. - Наш урок подошёл к концу и я хочу знать: - Что больше всего понравилось? - Что было интересно? - Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Я благодарю за активную работу ………. - Наш урок закончен.