Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
4 класс
УМК «Школа России»
Автор: Плахотник Л.Ю., учитель начальных классов МОУ СОШ № 9, г.Сочи.
Цель: научить
отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с
1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение
анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал,
развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к
окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и
материалы:
для учителя: компьютер, проектор, экран (желательно
интерактивная доска), колонки.
для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши
или фломастеры, орфографические словарики.
1.
Повторение.
2.
Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите
правильное утверждение.
Ребенок выходит к доске,
произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает
правильный по его мнению ответ. При нажатии на строчку с ответом происходит
следующее:
- если ответ правильный – то
раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;
- если ответ неверный, то
раздается горький вздох и появляется грустная мордашка.
- Итак, спряжение глаголов – это
изменение глаголов по лицам и числам.
- Мы продолжаем изучать
особенности спряжений глаголов.
2. Новая тема.
- Проспрягайте глагол «спасти».
Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться
этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол
совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)
- Давайте проспрягаем этот глагол
(слайд 3 – по
щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)
-
Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при
спряжении этого глагола.
- А теперь в парах проспрягайте
рядом глагол «лететь» (слайд
– 4) . Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как
изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете? (в
первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах
отличаются)
- Выпишите ниже только окончания
глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика (слайд 5)
- Что вы заметили, когда спрягали
данные глаголы? (у них получились разные окончания)
- Да, действительно, окончания
разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости
от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).
- Откройте учебник на с. 79,
изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2
спряжения?
- Есть способ быстрее запомнить
правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на
экране.
- В букве «Е» одна палочка –
напоминает римскую цифру 1, а буква «И» - две палочки, римская цифра 2. Так
легко запомнить!
- Зарисуйте эту памятку на
листочках – это схема-опора (слайд
6)
- А теперь отдохнем немного!
Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём)
- Следите за фигурками на экране
и повторяйте за ними! (слайд
7)
3. Закрепление.
- Ответьте на вопрос, что вы
сейчас должны были делать? Определите спряжение названных глаголов.
- А теперь я предложу вам
грамматическую задачу: расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию –ишь
(это глагол 1 лица, единственного числа, второго спряжения)
- А что мы можем узнать о глаголе
по окончанию –ем? (это глагол множественного числа, второго лица, 1 спряжения)
- Сейчас я предлагаю вам составить
грамматическую задачу, в которой по окончанию нужно определить лицо, число и тип спряжения.
- А теперь задание для
закрепления (слайд 8).
Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два
столбика – 1 и 2 спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны. Что нужно
знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе
окончание, по окончанию определить спряжение)
- Приступайте к работе, можете
пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы
справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).
- Похвалите себя, кто выполнил
все правильно.
- А теперь вы выполните задание
еще труднее. Теперь вам нужно
самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 9). Прочитайте задание. Есть вопросы
по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?
- Приступайте к работе, помогайте
друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов,
пользуйтесь словариками. Когда закончите, проверьте друг друга.
По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.
4.
Итог
урока.
- Какие новые знания вы унесете с этого урока?
- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
- Что было самым интересным?
- Какой вид работы вам особенно удался?
- А что было особенно трудно?
- Ваши коллеги помогали вам в работе?
- Кто доволен той помощью, которую оказывали вам ваши
соседи?
5. Домашнее задание.
- На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы,
относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать.
Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.78-79, вы
можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам
служить долго.
А дома вы выполните упражнение 59, отгадаете загадку, проспрягаете
выделенные глаголы, выделите окончания и укажите тип спряжения.