Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации. Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность. Ход урока: 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА Слайд 1 Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книга, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет знать урок На отлично, на зубок. (А теперь за парты сели, на меня все посмотрели) Все за парты тихо сели – На меня все посмотрели. 2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ - Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей. - Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит. - Запишите число, классная работа. - Проведем каллиграфическую минутку. Слайд 2 А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие Соберите слово из буквосочетаний. Что получилось? (Предложение). - Запишите посередине строки. - Сколько слогов в этом слове? Почему? - Какой слог ударный? - Назовите гласные звуки; согласные. - Сколько букв в этом слове? - Сколько звуков? - Почему звуков больше, чем букв?
Прочитайте пословицу: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. - Как вы понимаете эту пословицу? - Сколько в ней слов? - Связаны ли слова между собой? - Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?
Слайд 3 - Что такое предложение?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. - Кто из вас догадался, какую тему мы с вами будем изучать на уроке? - А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами: и//интонации//Виды//по// предложений//цели//высказывания// -Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации. -Запишите тему сегодняшнего урока. Мы сегодня должны вспомнить: - Какими бывают предложения по цели высказывания. - Какими бывают предложения по интонации. Мы сегодня должны научиться: Находить в тексте предложения разных видов. Самостоятельно составлять такие предложения. 4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА Слайд 4 - Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба. - Черепаха, унеси меня домой! - А где ты живешь? - Я живу в муравейнике. - Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос. - Найдите предложение, в котором содержится просьба. - Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
Слайд 5 Как видим, предложения различаются по цели высказывания. По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные. - Какое основное назначение повествовательных предложений?
Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику. Слайд 6. Н-р: Наближается гроза. Вдалике вспыхивает молния. - Приведите свои примеры повествовательных предложений. ….. - Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? Запишем предложение: Мой брат живёт в Донецке. -Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение? - Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Слайд 6.. - Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. Н-р: Когда он приедет? - Приведите свои примеры вопросительных предложений. ….. - Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений? Запишем предложение: Когда брат приедет? -Какое это предложение по цели высказывания? - Разберите по составу слово приедет.
Слайд 6… - Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. Н-р: Принеси мне воды. - Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений? Запишем предложение: Обязательно приходите. - Определите, к какой части речи относится каждое слово предложения.
Сделайте вывод: - Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Слайд 7
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными. Н-р: Какой вкусный торт! Пусть сильнее грянет буря!
- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное. Н-р: Дети играют в парке. - Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..
Слайд 8. Посмотрите, как меняются знаки препинания в зависимости от интонации. Н-р: Это прекрасный город. (Предложение пов., невоскл.; В конце предложения ставится точка.) Слайд 8.. Это прекрасный город! (Предложение пов., воскл.; В конце предложения ставится восклицательный знак.) Слайд 8… Приходите в гости. (Предложение поб., невоскл.; В конце предложения ставится точка .) Слайд 8…. Обязательно приходите! (Предложение поб., воскл.; В конце предложения ставится восклицательный знак.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - А сейчас пришло время отдохнуть. 6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ - А теперь давайте потренируемся. - Прочитайте текст с.52, упр.98 внизу (самост.)
- Из следующего текста найдите и выпишите : 1 предложение повествовательное (1 ряд) 1 предложение вопросительное (2 ряд) 1 предложение побудительное (3 ряд) - Приступайте к работе.
Работа в группах: Восстановить деформированное предложение, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
Творческое задание (устно): с.53, упр.100 Из данных повествовательных предложений образовать вопросительные, а затем побудительные предложения. 7. ИТОГ - Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями. Упражнение «МИКРОФОН» -Продолжите фразу: - Предложение – это… - Предложение выражает …. - По цели высказывания предложения бывают … - По интонации предложения бывают … - В конце повествовательного предложения ставим … - В конце вопросительного предложения ставим … - В конце побудительного предложения ставим … 8. Д/З Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.